Потенциал корпоративного добровольчества

14 августа в Москве состоялся круглый стол «Корпоративное добровольчество и социально-ориентированный бизнес», который был организован председателем общественной организации «Деловая Россия» Москвы и Подмосковья Александром Левченко.

Оживленная дискуссия, которая состоялась в ходе мероприятия, подтвердила, что тема корпоративного добровольчества актуальна сегодня в России и имеет серьезный потенциал для развития.
В приветственном слове модератор Сергей Рыбальченко, председатель Комитета по социальной политике Общероссийской общественной организации «Деловой России», обратил внимание на то, что необходимо стимулировать общество к добровольчеству, ведь «корпоративное добровольчество – это такая корпоративно-инновационная ответственность».
В свою очередь Андрей Гринь, ответственный секретарь Комитета по социальной политике Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», отметил: ««Корпоративная социальная ответственность – это путь развития от среднего к крупному бизнесу». А. Гринь рассказал о проекте «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ», который активно реализует «Деловая Россия». Основной целью программы является мобилизация общественных ресурсов граждан, общественных организаций и бизнеса для решения острых социальных проблем на принципах корпоративного добровольчества. Суть проекта заключается в ресурсной поддержке со стороны бизнес-сообщества некоммерческим организациям, которые оказывают помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это все должно помочь развитию корпоративного добровольчества.
Татьяна Задирако, исполнительный директор Благотворительного фонда «Дорога вместе», обозначила три основных момента развития корпоративного добровольчества в России. Первый связан с экономическим кризисом, когда с уходом денег бизнес пытался найти какие-то заместительные «терапии», а затем корпоративное добровольчество начало развиваться само по себе. Второй — поиск российскими компаниями своего пути в реализации и формировании КСО, когда компании рано или поздно, учитывая зарубежный опыт, приходят к корпоративному добровольчеству. По мнению Т.Задирако, российский бизнес находится на этапе «осмысления» этого процесса. Сейчас на взлете еще одна тенденция в сфере корпоративного добровольчества — оказание безвозмездных профессиональных услуг или pro bono. И третий момент связан с недостатком сервисных организаций, продающих или предлагающих опцию «корпоративное добровольчество».
Чтобы успешно развивать корпоративное добровольчество, г-жа Задирако посоветовала создавать организованные центры добровольчества (или сервисные организации, как, например, западный проект Engage), чтобы развить системную деятельность в области корпоративного добровольчества вместо разовых акций и вовлекать в этот процесс большее количество людей. Также она отметила, что сегодня для России важно корпоративное добровольчество, позволяющее масштабные, регулярные действия по решению задач на будущее. «Все это будет развиваться поступательно, если в России только не появится закон, касающийся ограничений корпоративного добровольчества» , в заключение сказала Татьяна Задирако.
В рамках круглого стола участники и эксперты обсудили вопрос регулирования добровольческой деятельности на территории РФ: Нужен ли закон о корпоративном добровольчестве? Сергей Рыбальченко считает, что сейчас нет препятствий, «которые мешали бы развитию добровольчества. Только управленческие и организационные». Именно создание такого закона может усугубить положение КСО и поэтому лучше создать один закон регулирования всей добровольческой деятельности на территории РФ.
К сожалению, никакой закон не сможет повлиять на недобросовестных предпринимателей, которые хотят сделать рекламу или заработать денег на благотворительности. Вячеслав Тихомиров, директор по связям с общественностью «ЮНИСЕФ», объяснил, что «Бизнес четко делится на два вида: те, кто понимает важность системных изменений на федеральном уровне, и бизнес, который мыслит на уровне: «Я что-то дам, но что мне за это будет». Г-н Тихомиров считает, что нужна идеологическая подготовка малого, среднего бизнеса и крупного бизнеса, и это важно.
Развитие добровольческого движения, которое сейчас происходит во многих компаниях, и их готовность к диалогу на эту тему еще раз доказывает, что предприниматели заинтересованы не только в получении прибыли и повышении стоимости своих компаний, но и хотят приносить пользу обществу.
Большинство участников круглого стола согласны с тем, что добровольческое движение компаниям выгодно: оно не просто укрепляет репутацию, но и повышает лояльность сотрудников.
Игорь Соболев, старший вице-президент ФК «Уралсиб», начальник управления федеральных проектов, отметил, что среди других выгод корпоративное добровольчество влияет на улучшение морального климата, укрепление корпоративной культуры и ценностей, развитие потенциала и повышение самооценки сотрудников, выявление лидеров и на другие стороны компаний.
Однако при развитии корпоративного добровольчества возникает и немало сложностей. Среди них, например: отсутствие у руководства компаний, HR-подразделений понимания принципов развития добровольчества, переход от разовых добрых дел к долгосрочному партнерству, негативное отношение к добровольцам и благотворительности в целом, проблемы с привлечением сотрудников или потеря интереса сотрудников к добровольчеству, недостаточная подготовка добровольцев. Кроме того, препятствиями в развитии добровольчества в компаниях могут стать неналаженные внутренние коммуникации и недостаточная обратная связь, ненадежный механизм реализации и контроля, а также принуждение сотрудников.
Однако даже самая замечательная добровольческая программа не будет успешной, если при ее реализации не совпадут взаимные ожидания бизнеса и НКО. По этому поводу среди участников конференции развернулась жаркая дискуссия.
Игорь Соболев высказал мнение, что большая часть НКО ожидает от бизнеса финансовой поддержки. Это связано с тем, что российский некоммерческий сектор, так же, как и большая часть бизнеса «не зрелые, не развитые». К сожалению, «большая часть НКО готова взяться за все, что угодно, лишь бы им дали денег».
С другой стороны, компании считают, что НКО подчас диктует свои правила без учета интересов партнера, в том числе и в финансовых вопросах. Кроме того, не всегда удается получить благодарность от некоммерческого сектора за безвозмездную работу корпоративных добровольцев.
С учетом вышеизложенного, участники круглого стола, представляющие интересы бизнеса, НКО и органов государственной власти, предлагают:
1. Продолжить совместную работу по развитию корпоративного добровольчества с участием социально ориентированных НКО и социально ответственного бизнеса.
2. Предложить Совету Московского городского отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» оказать содействие в реализации проектов корпоративного добровольчества в Московском регионе и направить своего представителя в экспертную группу по отбору проектов в рамках программы «СоСеДИ».
3. Рекомендовать коммерческим предприятиям – членам регионального отделения «Деловой России» совместно с социально ориентированными НКО принять участие в программе «СоСеДИ», пригласить к сотрудничеству другие общественные объединения предпринимателей.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ круглого стола 14.08.12

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.