О том, сложно ли открыть частные детские сады, сколько стоит место в государственных и частных дошкольных учреждениях, «Деловое утро» на НТВ решило выяснить у руководителя рабочей группы по социальной политике Экспертного совета при Правительстве РФ Сергея Рыбальченко.
Ведущая Татьяна Геворкян: Раньше существовала проблема и места в государственных детских садах всем не хватало…
Сергей Рыбальченко: Эта проблема на сегодняшний день практически решена, в 2016 году осталось 5 регионов, которые на сегодняшний день не решили. Но остается большая очередь около 320 тысяч детей до трех лет, которым нужны ясли и в основном даже не образование, а присмотр и уход.
Т. Геворкян: А какие льготы существуют сейчас в государственных детских садах?
С. Рыбальченко: Льготы существуют в зависимости от ребенка. Если у вас один ребенок – это 20% родительской платы вы получаете компенсацию, два ребенка – 50%, три ребенка – 70%. Если ребенок инвалид, то по закону в государственном детском саду ему бесплатно предоставляется место. Это одна из проблем, потому что по многих ситуациях частным детским садам не компенсируются эти расходы, родителям тоже.
Т. Геворкян: У героев нашего сюжета проблема – они не смогли вывести свой частный детский сад даже на самоокупаемость. Что нужно сделать, чтобы это приносило прибыль и действительно ли это такой сложный бизнес?
С. Рыбальченко: Это непростой бизнес. Успеха достигают те, кто начинает не с крупных, а менее масштабных проектов. Но во многих случаях он и не дает в будущем большой прибыли, если это не сетевой какой-то вариант. Я разговаривал с частными предпринимателями – они говорят, что это скорее хобби.
Т. Геворкян: Сколько должно стоить одно детское место в частном саду, чтобы приносило прибыль?
С. Рыбальченко: Могу привести пример по разным регионам. Например, в Белгороде это 14-18 тысяч в месяц, на Сахалине – 25 тысяч, в Москве 30-35 тысяч и выше. Все зависит от набора услуг, который вам предлагает детский сад, с лицензией ли он или без… Конечно, должно помогать государство. Например, в Самарской области было принято решение (оно потом распространилось в Московской области), когда власти были готовы предоставлять дополнительные льготы и финансировать субсидию на присмотр и уход при условии, что будет устанавливаться такая же плата для родителей, как в муниципальных детских садах и будут приниматься дети из общей очереди. Вот это, может быть, и стало стимулом для роста детских садов. К сожалению, таких регионов немного.
Т. Геворкян: Сергей, давайте сейчас посмотрим сюжет – наши корреспонденты из Санкт-Петербурга выяснили, что же все-таки нужно сделать, чтобы детский сад приносил своим владельцам прибыль… Сергей, как мы только что увидели, частный детский сад – это вполне себе прибыльный бизнес. А может ли частное дошкольное учреждение стать полноценной альтернативой государственному?
С. Рыбальченко: Конечно, оно и является такой альтернативой. Дело в том, что государство должно замечать частные детские сады и создавать равные конкурентные условия для них. Дело в том, что государство обязано обеспечить бесплатное образование, в том числе дошкольное. Поэтому субсидию на дошкольное образование оно частному саду перечисляет. А вот субсидии на присмотр и уход – это коммунальные платежи, расходы на благоустройство территории, – этого нет, не предусмотрено. Предусмотрено только для муниципальных государственных домов законом об образовании. В тех регионах, где идут навстречу предпринимателям, эту субсидию перечисляют, а там, где нет, это вкладывается в родительскую плату. Поэтому плата практически в 6 раз выше, чем в государственных детских садах, то есть она обеспечивает 1-2% населения с хорошими доходами и тех людей, которым нужно хорошее качество услуг. Но смотрите, 16-39 тысяч рублей родительская плата. Что можно в этот диапазон – 13 тысяч рублей – вложить, какие уроки? Английский, бассейн – моей фантазии не хватает, но очевидно, что-то можно.
Т. Геворкян: Каких опций не хватает государственным детским садам, в сравнении с частными? Вот бассейнов, например, да или что?
С. Рыбальченко: Да, бассейнов. Но вы заметили, на чем они выигрывают – это индивидуальный подход. Они каждому – возможно, там существуют группы продленного дня или круглосуточные группы – но индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивает им конкурентоспособность. Плюс доступность, плюс возможность выбора индивидуальной стратегии. Безусловно, частные детские сады не заменят государственные. Но они должны появляться там, где нужна именно доступность. Мы видели два примера в больших городах, но у нас есть 60 тысяч сельских территорий с численностью населения до 5 тысяч человек, где вообще нет детских садов. То ест 400 тысяч детей не имеют возможности пойти в детский сад. То есть там гибкие вариативные формы могли бы быть вполне эффективной мерой и заменой государственным детским садам.
Т. Геворкян: Я так понимаю, в государственных детских садах по сравнению с частными не хватает детских секций, кружков и, как вы сказали, индивидуального подхода, а как-то можно улучшить эту ситуацию?
С. Рыбальченко: Можно. Только за счет конкуренции, за счет того, что будут существовать частные детские сады, которые будут повышать качество. Вот как вы думаете, в Самаре частные детские сады конкурируют с муниципальными садами? Только за счет того, что они дают дополнительные услуги. Безусловно, плата чуть выше становится. За счет индивидуального подхода они, в общем-то, и выживают. Мне кажется, в чем секрет успеха. Вот здесь очевидно напрашивается сравнение двух сюжетов. Один вроде бы большие вложения и люди не достигли результата, а в Санкт-Петербурге (городе многомиллионном, условия примерно такие же, не очень большая поддержка со стороны государства) мы видим, результат есть. Мне кажется, здесь такая индивидуальная предпринимательская траектория. Не нужно замахиваться на большие проекты, нужно начинать с малого.
Т.Геворкян: Спасибо большое, Сергей, и напомню – о работе частных детских садов мы говорили с руководителем рабочей группы по социальной политике Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Сергеем Рыбальченко.