О ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и о том, как вовремя выявить нарушения и начать реабилитацию, рассказали в Общественной палате РФ.
28 мая в Общественной палате РФ состоялся проектный семинар, на котором обсудили создание региональной системы ранней помощи.
Ранняя помощь — это психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям от рождения до трех лет, направленная на выявление особенностей и нарушений развития, предотвращение и раннюю коррекцию их возможных последствий.
Практики оказания ранней помощи в регионах неоднородны, и в большинстве регионов эти услуги оказываются на курсовой основе, что не является достаточным для коррекции нарушений в развитии ребенка, при этом не соблюдаются главные принципы — непрерывности и семейной ориентированности ранней помощи.
Участники круглого стола отметили, что до настоящего времени отсутствуют единые подходы, единые нормы и стандарты в организации предоставления услуг ранней помощи, не до конца налажена координация в деятельности различных ведомств в организации ранней помощи. Это затрудняет создание равных условий для оказания услуг ранней помощи детям и семьям, проживающим в различных регионах.
По словам заместителя председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, председателя координационного совета МБОО «СоСеДИ» и гендиректора института научно-общественной экспертизы «ИНОЭ» Сергея Рыбальченко, в 2016 году Правительством России принята концепция развития ранней помощи в РФ, в соответствии с которой в субъектах Федерации должны быть построены системы ранней помощи, основанные на взаимодействии органов власти социальной сферы (здравоохранения, образования и социального обслуживания) с негосударственными организациями, оказывающими услуги ранней помощи.
«При подготовке концепции был принят во внимание опыт регионов в этой области, опыт служб ранней помощи и сопровождения, международный опыт. Актуальной является разработка единого подхода к формированию ранней помощи и сопровождения детей, а также их семей, определению механизма межведомственного взаимодействия по данным вопросам на федеральном и региональном уровнях», — отметил Сергей Рыбальченко.
Однако, как показала практика, спроектировать работающую систему ранней помощи, ориентируясь только на положения концепции, невозможно. Для решения этой проблемы в Хабаровском крае была создана рабочая группа, состоящая из представителей трех ведомств, социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), предпринимателей и экспертов, которым в ходе совместной работы удалось спроектировать региональную систему ранней помощи. На семинаре в ОП РФ были продемонстрированы результаты такой проектной работы.
«Для нашего законодательства ранняя помощь — дело новое. Это фактически междисциплинарная, межведомственная услуга. Необходимо сделать так, чтобы нуждающиеся в ней получали помощь не по частям в разных ведомствах, а в единой структуре, которую предстоит создать, — сказала Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ, председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов. — Парадигма такая: в каждом регионе избирается ведомство, которое будет отвечать за реализацию ранней помощи. Нам важно, чтобы специалисты и чиновники услышали нас».
«Смысл ранней помощи в том, чтобы научить семью жить в новой ситуации, когда ждали здорового ребенка, а ребенок родился с нарушениями. Что с ним делать? Как его приспособить к этой бытовой среде? Какие у него функциональные особенности и как компенсировать его нарушения? Как научиться с ним общаться, приспособить к нему окружающую среду? И как с этим жить? Это целый набор задач, который не имеет отношений к ведомственным услугам, уже реализуемым в России», — отметила Елена Клочко.
Заместитель начальника отдела политики в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов департамента по делам инвалидов Минтруда России Екатерина Хлудеева отметила, что концепция развития ранней помощи призвана сформировать единый подход среди ведомств.
«Минтрудом России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минобрнауки России и Минздравом России, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, экспертным сообществом осуществлена проработка вопроса о необходимости развития ранней помощи детям группы риска и детям с инвалидностью, детям с генетическими нарушениями. К 2020 году предполагается разработка федерального законодательства с учетом практики в субъектах», — рассказала Хлудеева.
«Система раннего вмешательства, которая уже более 20 лет развивается в России, по своей сути очень проста: чем раньше ребенку начато оказание помощи в развитии, тем проще в будущем ему будет адаптироваться в социуме. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства одним из первых реализовал эту систему в нашей стране. Сегодня важно обращать внимание на повседневную жизнь. Мы не занимаемся излечением детей, мы помогаем развить их способности, учитывая особенности здоровья и окружающей среды. Как ребенок может сам себя обслуживать, насколько он может быть независимым? Насколько он может играть с другими детьми? На первый план выходит функциональный подход, под которым мы понимаем, что работаем с окружающей средой, помогающей ребенку максимально стать самостоятельным», — рассказала председатель экспертного совета Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи в РФ, директор НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» (ИРАВ) Лариса Самарина.
Участники семинара сошлись во мнении, что нужно закрепить законодательно термин «ранняя помощь». А модератор семинара Сергей Рыбальченко, углубляясь в детали темы, отметил, что ключевая роль в решении данной проблемы должна принадлежать здравоохранению.
«Первые 1000 дней в жизни ребенка определяют вектор его благополучия и развития в будущем. И обеспечение здоровья и благополучия детей должны стать актуальной повесткой в работе не только ведомств, но и гражданского общества», — отметил он.
По материалам сайта Общественной палаты РФ