Общественный деятель Сергей Рыбальченко: «Нам удалось добиться, чтобы в профстандарт няни было включено только самое необходимое, в том числе обучение для нянь не менее 140 часов»
В начале декабря 2018 года Министерство труда и социальной защиты утвердило профессиональный стандарт няни. О том, как разрабатывался профстандарт и кто участвовал в этой работе, мы спросили одного из инициаторов, члена Общественной палаты России и гендиректора института научно-общественной экспертизы «ИНОЭ» Сергея Рыбальченко.
«Принятие стандарта — важный шаг в большой системной работе по упорядочению оказания услуг присмотра и ухода для детей дошкольного возраста, обеспечения безопасности детской среды. Разработку профстандарта инициировала рабочая группа по социальной политике Экспертного совета при Правительстве РФ два года назад, — уточнил Сергей Рыбальченко. — Задача, которую мы ставили, – обеспечить безопасность услуг для ребенка, защитить права родителей и воспитателей, но в то же время создать возможности для государственной поддержки негосударственным организациям, которые оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Поскольку отсутствие требований к качеству услуги – одна из причин, по которой поддержка не оказывается. И в этом направлении некоммерческими организациями в содружестве с профессиональным и экспертным сообществом проведена системная работа: разработан модельный стандарт социальной услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, система добровольной сертификации качества услуг «Присмотр и уход – стандарт качества».
Актуальность проделанной работы возрастает, поскольку в майском указе Президента поставлена задача обеспечения стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Работа во многом была инициативной. На первом этапе она выполнялась Межрегиональной благотворительной общественной организацией «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ» на средства президентских грантов при поддержке Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство».
В этой работе особая роль принадлежит ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», который выступил основным разработчиком профстандарта в Минтруде и принял на себя всю работу на завершающей стадии, и лично директора Татьяну Волосовец.
Проект профстандарта на этапе согласования претерпел много изменений, но в него вошли практически все принципиальные положения, которые обсуждались на старте работы. Есть ряд позиций, которые были утрачены, что, по моему мнению, несколько снизило качество документа. Во-первых, наша позиция состояла в том, что стандарт должен предусматривать подготовку универсального работника, осуществляющего присмотр и уход в любых отраслях социальной сферы как самостоятельно, так и в качестве наемного работника организации или индивидуального предпринимателя. В связи с этим, стандарт в первом варианте проекта назывался «Специалист по присмотру и уходу за детьми (няня; помощник воспитателя). Но после обсуждения в правительстве стандарт изменил название на «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)». Изменение специалиста на работника вполне оправдано требованиями к квалификации. А вот в отношении помощника воспитателя было принято решение разработать отдельный стандарт. С моей точки зрения, это тот же работник, что и няня, но осуществляющий деятельность в организации вместе с воспитателем или с родителем. Например, во Франции он так и называется — ассистент матери.
Примечательно, что на первом этапе разработчики вообще термин «няня» не воспринимали, считали, делая упор на образование. Но мы убедили научное сообщество, что для образовательной деятельности есть другие специалисты. В итоге же за пределами профстандарта остался помощник воспитателя.
Второй важный момент – коды классификации видов экономической деятельности, которые должны были войти в стандарт и отражать сферы его применения. Мы изначально предлагали включить максимальное число видов, предусмотренных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), чтобы работник, получивший квалификацию, мог осуществлять деятельность в организации любой отрасли: в дошкольной организации, в центре социального обслуживания, в детской больнице, в доме ребенка, в детском санатории, на дому у себя или родителя. В итоге профстандарт вышел без кодов, а следовательно, с максимально возможной областью применения, но процесс согласования привел к значительной задержке во времени.
Нам все-таки удалось добиться, чтобы этот стандарт был не громоздким, чтобы в него было включено только самое необходимое, в том числе обучение для нянь не менее 140 часов. Этого вполне достаточно, что подтверждает и международная практика: например, во Франции для получения сертификата государственного образца достаточно 60 часов.
Отмечу, что на разработку стандарта ушло почти семь месяцев и почти год ушел на согласование в ведомствах. Такие сроки, конечно, чрезмерны, учитывая важность и актуальность данной проблемы.
С одной стороны, мы испытываем удовлетворение, что стандарт утвержден, с другой стороны, мы понимаем, что это могло произойти значительно раньше, поскольку стандарт, согласованный со общественными организациями и разработчиками, был внесен в Минтруд в конце 2017 года.
Нужно отметить поддержку, которую данная работа получила со стороны Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Анны Юрьевны Кузнецовой и вице-премьера предыдущего правительства Ольги Юрьевны Голодец.
Сейчас предстоит новый этап работы, и инициатива, как и прежде, за гражданским сообществом. В 2019 году Комиссия по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ реализует проект по созданию системы сертифицированных нянь в регионах России. Работу организует МБОО «СоСеДИ», председателем координационного совета которой я являюсь, при поддержке Фонда президентских грантов и в сотрудничестве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания и региональными органами власти.
Сейчас разрабатывается программа обучения, проводится работа по созданию центров профессиональной подготовки и сертификации нянь в регионах. Реализация этого проекта позволит вывести на новый уровень работу по обеспечению стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, которая является одной из главных задач национального проекта «Демография».
Пресс-служба МБОО «СоСеДИ»
подробнее https://tass.ru/obschestvo/5876888